Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. для учителч. - М.: Просвещение, 1990. - 240 с.: ил. - ISBN 5-09-001061-7
C.89-90.

ПОПРОБУЕМ ОЦЕНИТЬ ИСКУССТВО

Пятый уровень—изобретение нового жанра или даже вида искусства. Живопись: жанр портрета, графики (А. Дюрер), пейзажа (П. Брейгель). Музыка: в конце XVI в. появились жанры оратории (Г. Ф. Гендель), оперы (А. Скарлатти), симфонии (И. Гайдн). Литература: поэма, научная фантастика (Ж. Верн). Кино: комедия, вестерн, мюзикл.

Четвертый уровень — изобретение нового типа выразительных средств, нередко при этом возникает новый поджанр. Живопись: профильный портрет (русские художники XVII в.), исторический пейзаж (А. Васнецов), линейная перспектива (Ф. Брунеллески), воздушная перспектива (Л. да Винчи). Музыка: новый способ модуляции (Моцарт), симфония с хором (Бетховен). Литература: бытовая поэма (А. С. Пушкин, «Граф Нулин»), социальная фантастика (Г. Уэллс). Кино: прием внутреннего монолога (А. Довженко), драма как основа кинокомедии (Э. Рязанов).

Третий уровень — изобретение конкретного выразительного средства или новое частное применение уже известного средства. Живопись: чтобы показать «светящееся» лицо, О. Ренуар в «Портрете актрисы Жанны Самари» затемняет руки и нижнюю часть фигуры; чтобы передать «хищный» характер внешне привлекательной женщины, Л. да Винчи дает ей в руки известного своим злым нравом зверька—горностая и придает женщине и горностаю одинаковые позы («Дама с горностаем»). Музыка: М. Мусоргский ввел задорный русский танец (трепак) в мрачных «Песнях и плясках смерти»; в опере де Фолья «Жизнь коротка» хор не участвует в действии, а комментирует его. Литература: чтобы ритм огромной поэмы не был однообразным, А. С. Пушкин в «Евгении Онегине» объединяет в каждой строфе несколько видов ритма. Кино: обычно смерть на войне показывали «вращающимся» падением героя, а в фильме «Летят журавли» вращается мир вокруг умирающего.

Второй уровень — обычное применение известных выразительных средств. Живопись: картина Г. Гривы «Зане» — девушка с кроликом в руках, позы девушки и кролика одинаковы (сравните «Дамой с горностаем»). Музыка: в балете «Щелкунчик» П. Чайковский для задорного танца использует трепак. Литература: роман Ж. Верна «Матиаш Шандор» — аналог романа А. Дюма «Граф Монте-Кристо» с характерными для Ж. Верна деталями (электрическими кораблями и т. д.). Кино: фильм «Фронт в отцовском дворе» полностью повторяет приемы первого советского вестерна о войне «Никто не хотел умирать».

Первый уровень — прямой повтор выразительного средства, вплоть до плагиата. Примеры столь обильны, что выделять что-то одно будет несправедливостью по отношению к другому: музыка, литература, кино и т.д. —- на 90% это повторение заезженных приемов, тиражирование элементов массовой культуры...

Hosted by uCoz