В начале 70-х гг. XX века в Калифорнийском университете Санта-Круз на математическом факультете учился Ричард Бендлер - один из создателей такого популярного сейчас направления как нейро-лингвистическое программирование. Поначалу он увлекался информатикой, но потом, столкнувшись с различными психологическими техниками и технологиями, Бендлер начал изучать психологию. В это же время в институте работал Джон Гриндер - профессор кафедры лингвистики. Общим для них стал интерес к тому факту, что, моделируя вербальные и невербальные поведенческие характеристики других людей, можно успешно повторять их эффективное поведение. Бендлер копировал ведущих специалистов в области психотерапии и психологии, а Гриндер достаточно легко изучал различные языки. Обнаружив общность интересов, ученые решили объединить свои знания в области информатики и лингвистики с искусством копирования невербальных поведенческих единиц, чтобы развить новый "язык изменений", получивший известность, как «Копирование Человеческого Совершенства». В процессе наблюдения за работой преподавателей и ведущих специалистов, им удалось вычленить ключевые факторы необходимые для изменения. Так они пришли к наблюдению, что то, как люди думают, влияет на то, как они будут себя чувствовать и действовать. Современным названием Нейро-лингвистическое программирование обязано именно Бендлеру и Гриндеру, хотя, как они оба потом утверждали, оно оказалось крайне неудачным с точки зрения маркетинга. В процессе развития идеи NLP к работе подключались и представители других сфер науки, которые развивали и совершенствовали методики и методологию. С того времени NLP прошло значительный путь развития. Модель NLP расширилась за счет включения в нее данных других дисциплин: кибернетики (коммуникации в сложных системах, как механических, так и живых), философии, когнитивной психологии, исследований «бессознательного» и неврологии.
Одной из наиболее значительных фигур в течение продолжительного времени является Роберт Диллтс, написавший более сорока книг в области исследования убеждений, динамического обучения, системного мышления, человеческой гениальности, творчества, лидерства и бизнеса. Он стал одним из наиболее известных и признанных лидеров развивающих это направление.
Имеет смысл рассматривать NLP именно как модель структуры организации человеческого восприятия и опыта. Для многих NLP - это инструмент в непосредственной работе, для других это теоретическая сфера, исследующая то, как именно человек мыслит, принимает решения и соответственно с этим действует. Хотя в научных кругах до сих пор не утихают споры о том, считать ли NLP наукой или искусством, так или иначе существует как предмет исследования - внутренние когнитивные процессы, так и его метод - семантические структуры, взаимодействующие с внутренними мыслительными процессами и приводящие к конкретным эффектам. Следует отметить, что поведенческая технология, возникшая в процессе становления NLP, явилась лишь побочным результатом исследований. Целью изучения и обучения навыкам коммуникации и моделирования в рамках этого подхода является повышение эффективности человека практически в любой сфере деятельности, а в идеале – «моделирование гениальности». Как мы знаем из социологии, если человек определяет ситуацию как действительную, то она становится таковой по своим последствиям, невзирая на то, действительна она или нет (теорема американского социолога У.Томаса).
Основные идеи. Пресуппозиции NLP.
Пресуппозиции NLP
Как подход NLP базируется на 10 ключевых принципах:
1. Карта - это не территория, и территория постоянно меняется. У каждой личности своя карта мира.
2. Разум и тело – части единой кибернетической системы.
3. Весь наш опыт закодирован в нашей нервной системе.
4. Субъективный опыт состоит из образов, звуков, чувств, вкусовых ощущений и запахов.
5. Смысл коммуникации – это тот отклик, который она вызывает. Коммуникация равна манипуляции.
6. Не бывает поражений – бывает только обратная связь.
7. Любое поведение представляет собой наилучший выбор, доступный на данный момент.
8. Интенция всего поведения позитивна. Поведение привязано к первоначальному контексту его появления.
9. Каждый из нас обладает ресурсами, необходимыми для достижения того, что мы хотим достичь, мы создаем свою собственную реальность.
10. Вселенная, в которой мы живем, дружелюбна и изобильна.
Данный подход в некотором смысле противоречит подходу экономическому, где прибыль и удовлетворение потребностей является основной задачей. В экономических рамках действия компании ограничены тем набором ресурсов, которым она обладает. Исходя из первой же пресуппозиции, возникает понимание того, что любой человек, или организация, рассматривается как динамическая единица в динамической среде. Т.е. набор ресурсов не ограничен и постоянно изменяется, территория всегда может отличаться от того, как мы ее воспринимаем. А значит, мы всегда имеем возможность расширить свое виденье (цели/задачи) и найти ключевой баланс факторов, необходимых для достижения результата. Экология – является ключевым ограничивающим фактором при поиске, моделировании, и принятии решения в рамках NLP подхода. Под экологичным поведением понимается такой набор факторов – ресурсов, который стимулирует появление отношений «выигрыш-выигрыш» как во внутрикорпоративны рамках, так и между партнерами, клиентами и окружающей средой в целом.
Контекст применения NLP
NLP подход оказался востребован не только в рамках исключительно психологических и психотерапевтических, но и в рамках творчества и бизнеса. Он оказался удобен тем, что позволяет создавать и фиксировать состояния, необходимые для эффективной работы. В последние годы методики NLP успешно перешли на коммерческую основу, и активно используются в бизнес консультировании, на тренингах лидерства и личностной эффективности. Новые возможности появились и в сфере рекламы, и продаж. Таким образом, идеи этого подхода активно интегрируются во все сферы деятельности, связанные с обучением, развитием личных качеств, творческих навыков, навыков системного понимания взаимосвязей, причин и следствий, происходящих вокруг изменений.
NLP в менеджменте
Любая компания, заинтересованная в получении дополнительных конкурентных преимуществ, стремится сократить текучесть кадров, мотивировать сотрудников на достижение новых задач и целей. В современном бизнесе сильны тенденции к стимулированию развития сотрудников в рамках организации, для поддержания их лояльности и преданности. Таким развивающим подходом и является NLP, позволяя четко специфицировать цель, иметь дополнительные творческие резервы для ее реализации, иметь качественную обратную связь, и возможность гибкого реагирования на изменения внешней или внутренней среды. Развивая коммуникативные навыки ключевых менеджеров работающих с клиентами, компания получает людей, более удовлетворенных своей работой, профессионалов своего дела, которым комфортно общаться со своими клиентами. Так как общение с клиентами требует большой гибкости, устойчивости к стрессам, умения найти грамотный и эффективный подход к каждому клиенту, навыки управления состояниями, вниманием, настроением, открывает перед руководителями дополнительные возможности для спокойного, продуманного принятия решений, несмотря на возможный стресс и другие текущие проблемы. Для грамотного руководителя, крайне важно вовремя понять те настроения, которые существуют в коллективе, для проведения в жизнь как популярных, так и не популярных мер.
В качестве примера, можно рассмотреть работу одной из крупных алюминиевых компаний США. По оценкам экспертов, компания занимала одно из ведущих мест на рынке, но для дальнейшей продуктивной работы ей требовалась реорганизация, грозившая многомиллионными убытками, так как ей пророчили долгий полугодовой переход на новые методы производства. Было очевидно, что для компании издержки связанные с подобной реорганизацией грозили потерей достаточно большой доли рынка. В результате для организации перехода, компания пригласила специалистов, владеющих методами NLP, которые обещали справиться за месяц. Они смогли обосновать руководству, как важно уметь делать ошибки. Спустив в цеха противоречивые указания и разнарядки, они создали искусственный хаос, заставив выполнять сотрудников огромное количество ненужных операций мешающих работе. Через две недели офис руководства компании был завален просьбами от сотрудников, дать им возможность нормально работать и дать четкие указания, которым они могли бы следовать. Естественно руководство спустило вниз новые указания, в соответствии с теми какие планировались в результате реорганизации. Предприятие перешло на новую структуру работы за месяц, без внутреннего сопротивления и оппортунизма, за минимально возможный срок. В данном примере используется одна из идей NLP – «перекодировка» процесса, суть которой заключается в том, что когда люди совершают ошибки, они попадают в состояние, переосмысления сделанного, и в этот момент вырабатывают альтернативные варианты поведения. Этот принцип был перенесен на целую организацию и эффективно сработал для данной задачи.
Из приведенного примера с применением методологии NLP становится понятна практическая ценность подобного подхода в менеджменте организации.