Современная логика изучает не только понятия, имеющие сугубо техническое значение и представляющие интерес лишь для логиков-профессионалов. В настоящее время арсенал логических средств рассуждения используется и для изучения понятий, имеющих общенаучное (и даже общекультурное значение).
К числу понятий, имеющих общенаучное и общекультурное значение, следует отнести также и понятие вопроса. Его уточнение интересно как с теоретико-познавательной точки зрения (и это стало ясно с развитием computer science), так и с точки зрения его использования в прикладных целях. Диалоговые и вообще вопросно-ответные информационные системы формализуют вопросно-ответные отношения, а, следовательно, качество и эффективность этих систем зависят от перечня возможных вопросов и от формальных уточнений соответствующих вопросно-ответных отношений.
Постановка вопроса и поиск информации для конструирования ответа составляют особую, присущую любому познавательному процессу вопросно-ответную логическую форму развития знаний. Она всегда была направляющим началом в развитии естествознания и техники. Родоначальник индуктивной логики - Френсис Бэкон говорил, что мы должны уметь задавать вопросы природе. Таким же путем приобретается исходная информация в социологии, экономике, правоведении, медицине и других областях знания.
Согласно, имеющейся типологии в логической теории к первому типу относится вопрос, который характеризуется тем, что он выражает вопрос ко всему предложению. Например, "Действительно ли Колумб открыл Америку?" Здесь выделяется вопросительная частичка "ли", знак вопроса и предложение "Колумб открыл Америку", которое ставится под вопрос. Все остальные вопросы, которые начинаются с таких, например, вопросительных слов, как "кто", "что", "где", "когда", "почему" и пр. относятся ко второму типу. Этот тип вопросительных предложений характеризуется тем, что вопросительные слова в них относятся только к отдельным членам предложения. Например, "Кто открыл Америку?". Здесь имеется вопросительное слово, знак вопроса и только лишь фрагмент предложения "... открыл Америку".
По логической структуре и познавательной функции вопросы подразделяются на два основных типа: - уточняющие, или ли-вопросы; - восполняющие, или что-вопросы.
Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения. Например: “Верно ли, что Земля вращается вокруг Солнца?”
“Действительно ли институт имеет третью степень аккредитации?”
“Является ли должностной подлог преступлением?”
Грамматический признак уточняющих вопросов - наличие в предложении частицы “ли”: “Верно ли, что...”; “Является ли ...”; “Так ли, что...”; “Действительно ли, что...” и другие синонимные выражения.
Схема ли-вопроса в символической записи выглядит следующим образом ?(p), где “?” - оператор вопроса, “p” - суждение, истинность которого выясняется.
Явно выраженная в ли-вопросе предпосылка - это знание о предмете ( Луне; институте; должностном подлоге.) и знание о возможном признаке этого предмета (вращаться вокруг Земли; иметь третью степень аккредитации; являться преступлением). Неизвестным в ли-вопросе является принадлежность предмету указанного признака.
Область поиска ответа в ли-вопросе ограничена выбором одной из альтернатив: (р или не- р). Отсюда другое название этого вопроса - закрытый или альтернативный вопрос.
Восполняющим называется вопрос, направленный на выявление новых свойств у исследуемых явлений: “Где состоялся Всемирный чемпионат по футболу 1998 года?”
“Кто изобрел телефон?” “Когда произошло последнее извержение вулкана Везувий?”
Грамматический признак восполняющих вопросов - наличие в предложении вопросительных слов: кто? что? где? когда? как? и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что собой представляет исследуемый объект.
Схема что-вопросов в символической записи выглядит так: ?х(р), где “?” - оператор вопроса, “х” - переменная для вопросительного слова, “р” - исходное, нуждающееся в дополнении суждение. В приведенных выше примерах нуждающееся в дополнении знание выражено в следующих суждениях: Где-то состоялся Всемирный чемпионат по футболу; Кто-то изобрел телефон; Когда-то произошло последнее извержение вулкана Везувий.
Область поиска ответов на что-вопрос представляет собой множество высказываний, определяемых вопросительным словом (кто? что? когда? какой? ( и т.д.) . Найденный ответ дополняет неопределенное базисное знание новой информацией о свойствах - месте, времени, причинах и т.д. исследуемых явлений. Поскольку ответ на что-вопрос - это выбор истинного суждения из множества возможных, его также называют открытым вопросом.
Знание логического механизма постановки вопросов и конструирования ответов на них играет важную роль уголовном процессе, служит рациональной основой успешного проведения допросов, свидетельствований, опознания и других судебно-следственных действий, а также продуктивных социологических опросов путем анкетирования.
Постановка вопроса и поиск информации для конструирования ответа составляет особую, присущую любому познавательному процессу вопросно-ответную форму развития знаний. Она всегда была направляющим началом в развитии естествознания и техники. Родоначальник индуктивной логики – Френсис Бэкон говорил, что мы должны уметь задавать вопросы природе. Таким же путем приобретается исходная информация в социологии, экономике, правоведении, медицине и других областях знания. Известна забавная игра «данетка» или «диалог с ЭВМ», обучающая задаванию вопросов.
В педагогике логика вопросов и ответов необходима при составлении тестов.
Метамодель в НЛП – модель языка, которая определяет те лингвистические паттерны, которые делают неясным смысл коммуникации и определяет конкретные вопросы, имеющие целью прояснить и поставить под сомнение неточности языка, чтобы восстановить их связь с сенсорным опытом и с глубинной структурой. Метамодель является одной из первых и основных моделей в НЛП. Собственно с нее НЛП и начиналось (с выходом 1-го тома «Структуры магии» Ричарда Бендлера и Джона Гриндера в 1974 году). Для использования в управлении и бизнесе Гриндером и МакМастером была предложена модель точности: от мета-модели оставили 5 пунктов (референтные индексы, неопределённые глаголы, кванторы общности, сравнения с умолчанием, модальные операторы) и добавили несколько дополнительных инструментов: фреймы (рамки) результата, "как если бы" и обратного отслеживания.
Александр Любимов и Лидия Любимова предложили другое построение метамодели: исходя из нарушений «правильной структуры сообщения», а не исходя из паттернов. Согласно модели SPO или СДО, «полное» сообщение должно содержать в себе информацию об субъекте (S или С), действии (предикате) (Д или P), объекте (О). При «сжатии» информации может нарушаться семантическая правильность метамодели за счет опущений (Х), обобщений (&) и искажений (~). Соответственно, вопросы строятся таким образом, чтобы привести сообщение к «правильной» форме.
Специально подобранные вопросы составляют основу эвристического способа поиска инновационных решений – метода контрольных вопросов. Метод контрольных вопросов (МКВ) – один из методов психологической активизации творческого процесса. Цель метода – с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Списки таких вопросов предлагались многими авторами с 20-х годов. Один из наиболее полных и удачных списков вопросов принадлежит английскому изобретателю Т.Эйлоарту. Текст списка опубликован в журнале ИР (N'5, 1970 г.). Известны также SCAMPER, SUCCESS
Метод контрольных вопросов - метод, обобщающий опыт решения определенного типа задач, реализуемый в виде вопросов или советов. В принципе каждый эвристический метод может стать основой метода контрольных вопросов. И поиск решения проблемы представленной в виде противоречия можно рассматривать, как поиск ответа на вопрос «Существует ли такой контекст икс, в котором будет и А, и не-А?» ?x(A&~A)
На http://www.natm.ru/triz/articles/tam-mkv.htm предлагаются списки вопросов для анализа и совершенствование работы ФИРМЫ, определение "болевых точек" и скрытых дефектов, выявление проблем и задач, которые надо решить, чтобы Фирма хорошо работала, (Бывает не трудно сделать, а трудно увидеть причину).
Ряд шагов АРИЗ-71 представляют собой вопросы. Отказ от вопросов в пользу инструкций - это поворотный пункт, переход от случайного ответа к ответу, запрограммированному по своей структуре.
Таким образом, эвристический потенциал логики вопросов и ответов еще не полностью используется в ТРИЗ.